Малые Корелы
Особенность музея в том, что он был первым в России музеем
под открытым небом, формирование которого велось на основе предварительных
архитектурно-историко-этнографических исследований, научно обосновавших отбор
памятников и их размещение.
Основная задача музей – сохранить
для потомков неповторимые творения народной архитектуры, показать жизнь и быт
русской северной деревни прошлого.
На территории в 140 га разместились более 100
культовых, жилых и хозяйственных построек 17-20 веков. Вознеслись к небу купола
древних рубленых храмов и колоколен, разметали крылья ветряные мельницы, гордо
выгнули шеи кони над тесовыми крышами жилых и хозяйственных построек – живая
повесть о быте и ремеслах северян.
Экспозиция построена по принципу секторов,
представляющих собой модели наиболее характерных для Русского Севера поселений с
характерной для них планировкой и полным набором жилых и хозяйственных построек.
Каждый сектор решается как фрагмент деревни, где важны не только отдельные
сооружения, но и их взаимное соотношение друг с другом.
Концепцией музея планируется создание шести секторов,
каждый из которых должен отразить определенный тип крестьянских поселений,
характерных для бассейнов самых крупных рек Архангельской области:
в Каргопольско-Онежском секторе, с
которого начинается знакомство с музеем, воспроизведена планировка поселения,
когда усадьбы расположены вокруг площади, где стоят Вознесенская церковь 1669
года и колокольня из села Кушерека. Центром любой усадьбы является дом. Суров
климат на Севере и потому под одной крышей объединены жилые и хозяйственные
помещения, а избы поставлены на высокий подклет.
Мезенский сектор представляет архитектуру
северо-востока области. Селения здесь располагались по высоким обрывистым
берегам реки. Чтобы укрепить их, рубили подпорные стенки, на них делали
деревянный настил. На эти своеобразные набережные ставили амбары, ледники, а
ближе к воде – бани. Наиболее часто на Мезени встречались дома-шестистенки.
Главное украшение дома – крыльцо на витых и резных столбах с ажурной
декоративной отделкой, перекликающейся с резьбой наличников и причелин.
Между Мезенским и Пинежским секторами – деревушка из
небольших изб, амбарчиков и колодца-журавля. Это - сезонное поселение Хорнемское
с верховьев реки Пинеги. Жили в нем летом, в период сенокоса или во время рубки
леса.
В Пинежском секторе отражена архитектура бассейна
Пинеги, самого крупного притока Двины. Здесь избы поставлены лицом к солнцу, в
«порядок». Перед домами или чуть в стороне – амбарный городок на высоких
столбиках-стойках, по которым не могли бы забраться грызуны, и бани.
Самый большой и разнообразный в архитектурном
отношении – Двинской сектор. Тут представлены памятники с огромной территории
Подвинья. На центральной площади – Георгиевская церковь XVII века из села
Вершина Верхнетоемского района. В церкви восстановлен остов иконостаса,
выполненный в стиле барокко. Вокруг церкви – дома двинских крестьян разного
достатка.
Своеобразный и неповторимый облик музею придают
ветряные мельницы. Всего их семь. Тут и мельницы-столбовки на «ряже», на «раме»,
на «стойках», и мельницы-шатровки.
Гордостью музея является коллекция колоколов и
необычайная экспозиция «Звоны северные». В 1975 году музей первым возродил это
древнее искусство. Во время фольклорных праздников, когда звучат вековые песни и
сказы, когда музей расцвечивается яркими красками старинных костюмов, далеко
окрест слышны традиционные северные звоны, перекликающиеся с веселым звоном
бубенцов под дугой лошадей.
Ежегодно
музей посещают около 100 тысяч человек, здесь возрожден годовой праздничный цикл
календарных народных обрядов, проводятся фольклорные праздники. Посетители могут
принять участие в играх и забавах, с ветерком прокатиться в санях, запряженных
рысаками, отведать шанег и блинов с горячим чаем. И все это на фоне уникальных
памятников народного зодчества и прекрасной северной природы.
Музей является членом Европейской ассоциации музеев
под открытым небом. Комплекс памятников включен в Свод особо ценных объектов
культурного наследия народов РФ.
Назад